6 открытий, которые я сделала, поработав в детском приюте

Дорогой читатель, перед вами статья о воспитании детей, написанная не психологом, не многодетной мамой, не даже учителем — ее написал человек, которому пришлось стать всеми тремя одновременно, чтобы именоваться воспитателем приюта для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. А еще по совместительству аниматором, постановщиком танцев, косоплетом, а также сценаристом, актером и даже экскурсоводом.



За время работы там я многое поняла и осознала, а кое-что стало для меня настоящим открытием, как, например то, что:

Жалость — худшее чувство, которое можно испытывать к человеку, тем более к ребенку-сироте.
Когда вы слышите словосочетание «жалкий человек», каким вы себе его представляете? Наверное, это интересный, в чем-то талантливый ребятенок, полный сил и надежд на светлое будущее? Что-то не вяжется, верно? Так вот, жалеют жалких людей, а всем остальным сочувствуют, сопереживают и помогают делом, а не словом.

Открытие № 1 произошло, когда я познакомилась с этими детьми поближе. Я осознала, что даже самые младшие из них сильнее меня. Каждый из них, попадая в детдом или центр социально-психологической реабилитации (которые пришли на замену приютам), пережил нечто такое, что может быть не под силу не только домашнему ребенку, но и взрослому.

Будучи студенткой педагогического ВУЗа, на третьем курсе я проходила лагерную практику. Среди прочих оздоровительных учреждений был лагерь «Чайка», принадлежавший детскому интернату, и я по воле случая попала именно туда.
Ехать к детям-сиротам было немного тревожно, волнительно , больше из-за того, что все, кто об этом узнавали, будто в сговоре, твердили одно и то же: «Ой, это же бедные сиротки, тебе их будет жалко, будешь плакать, глядя на них».

И знаете что? Мне их не было жалко. Совсем. Они сильные, смелые, остроумные, веселые и жизнерадостные, как может появиться желание их жалеть? Нет, однозначно только восхищаться и радоваться их успехам!

Дети в 2-3 года могут есть, одеваться и даже пытаться заправлять постель самостоятельно.
После такого замечательного опыта я ни капли не сомневалась, соглашаться ли на работу в похожем заведении, когда подвернулась такая возможность. После института я устроилась воспитателем в областной приют для детей.

В основном я работала с возрастной группой от 6 до 12, но один месяц мне пришлось побыть с ясельными малышами, и это был первый месяц моей работы вообще. Напомню, что своего опыта, то есть собственных детей, у меня не было. Поэтому я думала, что это в порядке вещей, когда дети такие самостоятельные.

Открытие № 2 настигло меня в другую смену, когда я в холле школы ждала, пока моя ребятня переобуется и разбежится по классам. Я наблюдала такую картину: стоит мальчик лет 12, довольно высокий и крепкий, а его мама подтягивает ему штанишки. Мама. Штанишки. Подтягивает. Я стояла и вспоминала, как моя красавица — басистая цыганочка двух лет от роду — одергивала мою руку, когда я ей пыталась пуговички помочь застегнуть на платье: ей стыдно, видите ли, было. А ему, наверное, нет.

В паре ребенок-взрослый кто-то обязательно будет манипулировать другим.
И чем младше ребенок, тем лучше у него это получается. А знаете, почему? Потому что старший лишний раз подумает, а не причинит ли он неудобство взрослому своим поведением, ну или он просто воспитанный и не будет специально издеваться. Малыши таких нюансов еще просто не понимают, поэтому у меня и произошел случай, который стал открытием № 3. Первый рабочий день в приюте для меня закончился слезами и нервным тиком.

Я просто не справилась с десятью ангелочками, которые как только поняли, что я очень добрая тетя и из меня можно веревки вить, превратили шесть часов работы в ад. Апогеем стал тихий час. Эти маленькие бесстыдники ходили на головах, скакали по кроватям и хитро смеялись, так как почувствовали мою слабость. Помните про жалость? Вот я шла на смену, жалея их, так как они мне казались такими беззащитными и безобидными, а зря. В общем, надо уяснить, либо ты начальник, либо подчиненный, иначе никак.

Командному тону лучше научиться до того, как настанет момент, когда он понадобится.
Это еще одно воспоминание, связанное именно с малышами. Спросите, как мне удалось преодолеть все трудности и доработать месяц в любви и согласии с любимыми монстриками ягнятками? Ответ: открытие № 4 — командный тон. Только не путайте с гневными или раздраженными криками на ребенка. Они только о бессилии взрослого говорят и ничем не помогут. А вот командный тон — это сила. Смотрите прямо в глаза, говорите медленно, не слишком громко и главное — низким голосом. Это на тот самый крайний случай, когда чувствуете, что вами хотят манипулировать.

Первое, что нужно дать ребенку, когда у него поднялась температура — просто попить воды.
Однажды на вечернем обходе медсестры обнаружилось, что у нескольких детей незначительно поднялась температура. Для некоторых из них это было реальное начало простуды, а вот остальным хватило попить воды, чтобы остудиться, и температура спала до нормальных пределов. Открытие № 5 дало понять, что горячий лоб и отсутствие других симптомов плохого самочувствия может свидетельствовать о банальном перегреве, обезвоживании. Не зря врачи советуют обильное питье во время большинства болезней, ну не зря же!

Больше всего дети ценят объятия, поцелуи и время на разговоры с ними по душам, а не дорогие вещи, поездки, еду и прочее.
Детские дома и аналогичные заведения содержатся на государственные деньги, но, как правило, имеют не одного спонсора. Поэтому у этих ребятишек хорошая одежда, много игрушек, пятиразовое питание и много вкусняшек по праздникам, они часто ездят на выставки, мастер-классы, в театры и т. д. В общем, не всем домашним детям так повезло в этом плане, я вам скажу.

Только вот не это главное, совсем не это. Открытие № 6 не было какой-то конкретной ситуацией, просто поверьте, если ребенка волнует вопрос: «Кто сильнее: Человек-Паук или Черепашка-ниндзя?», надо серьезно подойти к ответу. Если он хочет обнять вас, а вы чем-то заняты, то надо обниматься.

Авторитета можно лишиться, если говорить одно, а делать другое.
Я так никогда не делала и вам не советую. Потерять уважение подростка означает только одно — вы никогда не добьетесь от него того, чего хотите. Он не будет ни слышать вас, ни делиться чем-то важным и очень быстро найдет того, кому можно доверять.

Без ежедневных подвижных игр на свежем воздухе вы получите трудного капризного ребенка.
В приютах не бывает «легких» детей, они там все трудные — крученые, верченые, капризные, балованые и т. д. и т. п. Может, когда один-два, еще можно потерпеть, но когда у тебя 12 пацанов от 6 до 12 лет начинают нудиться, можно просто в один момент перестать контролировать ситуацию — и жди беды.

Если была плохая погода, и мы не шли гулять, меня всегда спасала фраза «А ну, кто из вас больше отожмется?» или «Интересно, кто у нас в группе самый сильный?» После 30 минут отжиманий, приседаний и всякого прочего мои сорванцы куда охотнее соглашались почитать тихонько книжечку. С девчонками в этом плане спасали танцы, вот чем-чем, а этим они были готовы заниматься весь день.

Генетика — сильная вещь, но сильнее ее может оказаться количество внимания и правильный подход к воспитанию.
Когда я работала с девочками средней группы, то есть от 6 до 12 лет, к нам однажды попала девчонка-ураган. Волосы у нее были подстрижены под мальчика, впереди не было зуба, да и в целом на девочку она мало была похожа. Просто оторва, по-другому не скажешь, она сводила с ума и детей и взрослых, а самой было лет 6 всего.

В ее глазах был дикий огонь, и подвижные игры несильно помогали, если честно. Конечно, она со временем обтесалась немного, но все равно тогда все говорили — генетика, мол, ничего не поделаешь: хулиганкой родилась, хулиганкой и останется. А потом через какое-то время ее забрали в приемную семью. И примерно через год на одном из утренников эта девочка выступала в качестве гостьи. Я не узнала ее сразу.

Это же был другой человек. Скромная, спокойная, опрятная и вежливая маленькая мисс, которая старательно рассказывала стихотворение. Такие перевоплощения случались и в наших стенах, просто для самых особенных детей нужно чуточку больше времени и внимания, которые в условиях сменяющихся три раза в день воспитателей, увы, не всегда были возможны.

Играть с детьми, показывать им фокусы, заплетать косички, выслушивать их проблемы, решать их конфликты — все это была моя работа, хотя в должностной инструкции такого не написано. Там было о том, что я должна с ними делать уроки, следить за их здоровьем и вообще выполнять календарный план.

Воспитание ребенка — процесс куда более значительный, чем зарабатывание денег. Если у вас есть время на работу, но нет времени на все эти важные мелочи, значит, найдите силы признаться себе в том, что вы просто кормилец.

Накормленные, хорошо одетые и посещающие различные секции дети могут быть и в детских домах. Не забывайте своим дать самое главное — любовь, заботу и внимание.

28-03-2016 Автор: Сергей Новиков

Комментарии к статье